Иван Грозный – наш президент
Мать привела восьмиклассника на консультацию. В анкете написала своё мнение, почему у сына проблемы с грамотностью: "в школе плохо учат". В ходе беседы на консультации выяснилось, что подросток не знает, в каком районе он проживает, какие реки и улицы есть в СПб, включая в том числе и Невский проспект. Для него оказалось новостью, что до Путина президентом был вовсе не Иван Грозный, на Балканском полуострове нету стран под названием Рим и Балкания, а иждивенец – это не житель Иждивении. А еще его очень удивило, что Мойка – это название реки в нашем городе, а не только место, где моют машину. На это мать сказала, что этого всего они в школе, наверное, "еще не проходили", да и он сам "читает мало". "Читает" – это сильно сказано: парень не смог назвать ни одной известной ему книги (любой). А главное, что и родительница не смогла ему в этом помочь.
Интересно, что двойка по русскому у подростка родителей волнует куда больше, чем неумение ориентироваться в городской среде и тотально нулевой кругозор, распространяющийся даже на ареал обитания. Сын-восьмиклассник социально благополучных родителей не имеет понятия, какие есть ближайшие к его дому станции метро: район он привык озирать из окна родительской машины.
В нашу задачу расширение кругозора и какой-либо иной ликбез, кроме самого что ни на есть прямого (борьбы с ошибками на письме) не входят. Повысить оценку по русскому – пожалуйста: это дело техники, здесь мы свое дело знаем, и ваш отпрыск ее гарантированно повысит уже в первую неделю занятий. Но при этом сначала убедитесь в следующем: из 100 самых обычных общеупотребительных слов (не терминов и не устаревших) подросток понимает едва ли 30 процентов.
Интересно, сколько слов в этой самой обычной семье держат в активе для общения друг с другом? Родителям не кажется, что с их сыном что-то не так. Мать заученно повторяет штампы, что "виновато ЕГЭ" (хоть у ученика он будет только через 4 года), виноват также "телефон и интернет". При этом ей невдомек, что сын фактически не умеет пользоваться интернетом и, более того, не имеет навыков и привычки использовать его как источник информации.
– А он правда научится писать правильно слова? – спрашивает она.
– Правда. На третий день напишет тест, принесет его вам. И вы тоже напишете этот тест и увидите, что ваш результат будет намного хуже, чем у него.
– А вдруг он потом забудет, как их надо писать?
– Учить он ничего не будет, так что забыть ему будет нечего.
– Но он многих слов смысла не знает. Их он тоже научится писать?
– Тоже. По формулам научится.
– А смысл их он будет знать?
– Не факт. Это совсем другая задача, в большей степени ваша, чем наша. Хотите, чтобы человек рядом с вами обладал адекватным кругозором и приличным словарным запасом, начинайте с себя. Другого способа не существует. Перекладывание ответственности и поиск виноватых приведет только к дальнейшему формированию паразитарного мышления и поведения.
#мифы_о_грамотности